ССО "ЯКУТИЯ -71"

• К ..-ти летию ССО ...

(Черновой вариант)

Калинкин Е.
    Саша Паршин остался после института на кафедре коррозии. Наверное и сейчас там работает. У него был родной брат. По моему Андрей. Учился в МИХМе на 4 года позже. Мы вместе были в стройотряде в Сангаре (Якутия - 1971 г.). Мы уже выпускники, а брат - после 1-го курса. С Паршиным учился в группе Заикин Евгений Павлович (Из Обнинска). Потом довольно большой начальник в структурах власти г. Москва. Бабушкинский р-н, депутат Мосгордумы, потом в правительстве Москвы (по строительным делам). Можно по фамилии найти в яндексе. Отряд был численностью около 120 человек. Отряд был сборный. Людей отбирали по былым "заслугам". Были люди и из других институтов. Руководство отряда было не Михмовское. Но наших было подавляющее большинство. Основной объект - школа в Сангаре (160-180 км от Якутска) на берегу Лены. Мы делали нулевой цикл. Подвесной цоколь на сваях вбитых в вечную мерзлоту годом ранее. Несколько свай пришлось переносить. Копали ямы под них круглые сутки в течении недели. Все плывет. Вечером выкопаешь, утром она опять полная. Справились. Ребята с АХП - Братья Спасские Александр и Николай и еще несколько человек в выходной пошли на верхоянский хребет (его было видно, вроде совсем рядом), чтобы вечером вернуться. Потом их искали неделю с вертолетом. Нашли. Халтурили на лесопилке, делали плиты из стружки с цементом. Потом слышал, вроде бы наши доделывали этот объект. Ехали в основном, чтобы заработать. Поэтому и отбор был довольно жесткий.
    -----------------------------
    Полухин Евгений
    якутия-71 -------
    в сангаре мы это бригада из 4-х человек казаков о.- доппель а - саша-виолончелист и я срубали колонны вручную запаренные в вечной мерзлоте --доводили их до нужного размера--когда они кончились работали на растворном узле той-же бригадой. а футбол-младшего паршина забрали в лигионеры местные спортивные функционеры.а река лена-мощь и ширь волге далеко до нее .а как улетали-ни кто не хотел лететь последним рейсом а потом парились в якутске
    --------------------
    Сергей Новожилов
    Я был в стройотрядах Камчатка-70 и Якутия-71

Из воспоминаний Александра Потапова

Стройотряд Якутск 71
    Поездка в стройотряд Якутск71 была моей последней поедкой в стройотряды за время учебы в МИХМе.
    Были: Зарайск 67, Березники 68, Березники 69, Звенигород 70 (уборка осеннего урожая), Кинешма 70 (военные лагеря) и вот последняя поездка – Якутск 71. Позади пять лет учебы в МИХМе, защита диплома и отъезд 6 июля 1971 года в Якутск. Точнее не отъезд, а вылет.
    Из Домодедова мы вылетели в 0-50 на самолете ИЛ-18 по маршруту: Москва-Красноярск-Якутск. В Якутск мы прилетели в 11-30. В Якутске видел студентов из МЭИ, МИСИ, МИНХ, Бауманского института. Из Якутска наш путь продолжался до п. Сангар, это еще на местных линиях (самолеты типа АН-2) лететь часа полтора, уже на следующий день. В отряде нас было 54 человека. Нам предстояло выполнить нулевой цикл под строительство школы.
    В то время в поселке проживало около 8 000 жителей. В основном русские.
    За время нашей работы мы проводили субботники в поселке: ремонтировали забор на местном стадионе, занимались уборкой территории детского комбината. 11 июля у нас было торжественное открытие лагеря, над нашей столовой был поднят флаг. Вечером был праздник Нептуна (в этот день отмечали праздник рыбака). Мы собрались около домика и к нам вышел Нептун с Русалкой и Водяным, а еще два его телохранителя. Нептун сказал речь в стихотворной форме, а потом мы все спустились к Лене. Там была были принесены жертвы: парень с первого курса и комиссар отряда. Их схватили и бросили с мостика в реку. А после всего этого всем отрядом пошли в столовую пить пиво и петь студенческие песни. А первого августа наш костяк, мы всегда вместе с первого курса, собрался в поход, к отрогам Верхоянского хребта. По предварительным расспросам до хребта по одним источникам было 30-35 км, а по другим 120км. Мы выбрали первое. И вот в субботу в 9 часов вечера, после работы мы: Дорофеев Валера, Носков Александр, Суржиков Толя, Бобель Коля, Токарев Слава, Кузнецова Людмила и я отправились в поход с расчетом вернуться в воскресенье около 12 часов ночи. Километров 5 нас по дороге довезли на машине, а там пошли пешком. С сопки от лагеря казалось, что дорога идет прямо до хребта. На самом же деле дорога уперлась в речку, а вдоль речки пошла тропа. Мы полные надежд т энтузиазма зашагали по этой тропе, пока через часа два не увидели странную картину. На взгорке рядом с тропой стояли резиновые сапоги и лежало завернутое в плащ тело. Пока мы обсуждали, что это может быть, плащ откинулся и нам предстал живой человек. Оказалось, что он с вечера пришел за ягодами и решил немного подремать. Когда мы спросили про Верхоянский хребет, он ответил, что до него 120км, а мы прошли около 20.
    Тогда мы приняли решение вернуться назад к реке, сделать плоты и по речке спуститься к Лене. Вернувшись назад, мы развели костер, выпили понемногу, поужинали и легли поспать. Утром в лесу нашли спиленные деревья, но спилили их несколько лет назад, подтащили их к речке и связали три плота: два плота на три человека каждый + вещи, а один маленький на одного человека – разведочный. Так как деревья долгое время пролежали в лесу, то немного подгнили. Поначалу они очень хорошо держались на воде. Мы отплыли вниз по речке часов в 15, в субботу. Течение на речке было довольно быстрое и хорошо шли на плотах. Но постепенно деревья стали набухать влагой ( сказалось их гниловатое состояние), течение стало медленнее, речка стало более глубокой. И вот часов в 10 вечера (а ночи там были еще светлые), мы пристали к берегу, осмотреться, что нас ждет впереди. А впереди была сильная извилина реки6 если плыть по реке то нужно проплыть километра полтора, затем поворот реки и еще километра полтора плыть назад. А по суши этот переход равен примерно метров 100. Мы решили бросить плоты, которые в то время почти целиком погрузились уже в воду, и с рюкзаками за плечами пешком вдоль реки дойти до Лены. У нас было много энергии, энтузиазма, но мало рассудительности, так как мы даже не думали , а далеко ли идти до Лены, и, если дойдем, то сколько и как идти вдоль берега Лены да нашего лагеря. Мы выбрали старшего нашей группы (Дорофеева В.). В его полномочия входило принятие волевого решения, если по какому-то вопросу будут расхождения. Мы шли вдоль берега Лены до 3 часов ночи. На берегу попадались различные следы зверей. Мы шутили: Вот выйдет медведь и скажет «А что у Вас ребята в рюкзаках?» Сами же не думали о том, что если бы действительно появился медведь, то наверняка мы бы бросились врассыпную А там тайга, все места не знакомые, населенных пунктов нет. И неизвестно – вернулись бы мы из этого похода. В 3 часа ночи состоялся небольшой совет – что же делать дальше. Были сторонники продолжать путь дальше, но были и те, кто говорил, что нужно возвращаться на то место, откуда мы начали поход на плотах. Решающим был голос Дорофеева. Он сказал возвращаемся, если нас будут искать, то там, откуда мы отплывали. Мы шли весь день и вечер: два часа пути, пятнадцать минут отдых. Никакой тропы вдоль берега не было. Мы по очереди одевали самый большой большой рюкзак и по возможности прокладывали тропу сами. К месту, откуда отплыли, мы пришли часов в 10 вечера в воскресенье. Развели костер, приготовили покушать. Все это делали засыпая на ходу. После ужина все повалились в сон. На следующий день, в понедельник, мы отправились в наш лагерь. Пришли часа в четыре вечера. Там царил переполох. Мы должны были вернуться часов 10-12 назад. Командир отряда ходил в местную спасательную станцию, узнавать как организовать поиски. Ему сказали, что в это время идут медвежьи свадьбы, и, что медведи женщин не трогают, а нападают только на мужчин. Можно организовать поиск на вертолетах, но стоимость этого поиска потянет все средства, заработанные отрядом за весь период. Но когда нас увидели в лагере, то даже не стали ругать, а сразу же отправили спать. И мы часов с 6 вечера проспали до самого утра. Вот с вся история с походом на Верхоянский хребет, рассказанная из первых уст достоверно. Кроме этой, была интересная история, связанная с футболом. Мы играли в футбол с местной командой и победили ее. Особенно сильно играли у нас три человека: два выпускника и один студент с первого курса. Местной команде нужно было играть в отборочной группе на первенство Якутии. Представитель местной спортивной организации пришел к нашему командиру отряда и попросил отдать поиграть за их команду этих наших ребят. Он согласился при условии оплаты за каждого 35 руб в день в пользу отряда. Нашим ребятам сделали паспорта с местной пропиской и штампом с места работы. Команда заняла первое место и из 7 забитых мячей наши ребята забили 6 мячей. Затем тот же представитель пришел опять с просьбой отпустить ребят поиграть уже на первенство Якутии, которое пройдет в г. Мирный. Это около тысячи километров от поселка Сангар. Уговорили командира – он отпустил за 100руб за человека в день. Они были на этом первенстве 10 дней. Команда заняла где-то место шестое. Нашему первокурснику предложили остаться в поселке. Обещали устроить на 5 курс Якутского государственного института и платиь 400 руб в месяц. Тогда это были большие деньги.
    Был также концерт в местном доме культуры, который давали наши студенты. Был полон зал и все были довольны.

............................ФОТОГРАФИИ...........................

Из архива Александра Потапова
    Фото1.(Кликни для увеличения)
    Верхний ряд: слева направо Бобель Н.Т. , Кузнецова Л.Г. , Суржиков А.В. , последний справо (если не изменяет память) комиссар отряда Новиков
    Фото2(Кликни для увеличения)
    Участники похода к Верхоянскому хребту: слева направо Токарев В. , Бобель Н. , Кузнецова Л. , Потапов А. , Дорофеев В.
    Фото3.(Кликни для увеличения)
    Поход к Верхоянскому хребту: Носков Александр, Токарев В.
    Фото4.(Кликни для увеличения)
    Один из трех плотов: слева Суржиков А. , справа Токарев В.
    Фото5(Кликни для увеличения)
    Участники похода к Верхоянскому хребту: слева Дорофеев Валерий, справа Потапов Александр.
    Фото6(Кликни для увеличения)
    ...
    фото.(Кликни для увеличения)

Бойцы ССО

Буду признателен,если сообщите подробности и новую информацию

|Обратная связь|

Группы выпуска МИХМ-1974

Группы выпуска МИХМ-1975

............................................................................................

Военные сборы МИХМа

Переходы на списки выпусков МИХМ (по годам)