23 февраля День Советской Армии и Военно-Морского Флота

Прошло 59 лет с тех пор, как в боях с врагами молодой Советской республики родились наши овеянные славой Советская Армия и Военно-Морской Флот. Созданные В. И. Лениным, Коммунистической партией, они верно служат социалистической Отчизне, защищают дело революции, социализма и мира между народами.

В грозные годы гражданской войны и иностранной военной интервенции молодая Красная Армия проявила высокий революционный дух, массовый героизм и отвагу, непревзойденные морально-боевые качества. Бессмертный подвиг во имя социализма совершили советский народ и его Вооруженные Силы в Великой Отечественной войне. Сегодня Советская Армия и Военно-Морской Флот стоят на страже безопасности нашей Родины и всего социалистического содружества.

На XXV съезде КПСС говорилось: “Ни у кого не должно быть сомнений и в том, что наша партия будет делать все, чтобы славные Вооруженные Силы Советского Союза и впредь располагали всеми необходимыми средствами для выполнения своей ответственной задачи - быть стражем мирного труда советского народа, оплотом всеобщего мира”.

С учебы партийно-профсоюзного актива

Как и все советские люди, михмовцы с глубоким интересом и воодушевлением встретили Постановление ЦК КПСС “О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции”. Готовясь к юбилею, общественные организации МИХМа рассматривают всю идейно-политическую и организаторскую работу, хозяйственные задачи как продолжение и развитие программных установок, содержащихся в документах и решениях XXV съезда КПСС, в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнева на октябрьском (1976 г.) Пленуме ЦК партии, на торжествах в городе-герое Туле.

В свете исторических документов проходила учеба партийно-профсоюзного актива МИХМа в спортивно-оздоровительном лагере института. На повестке дня учебы стояли актуальные проблемы, которые предстоит решать партийной и профсоюзной организациям советской высшей школы в 10-й пятилетке. Этой теме были посвящены выступления заместителя министра ВиССО РСФСР А. М. Кутепова, председателя Московского городского комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Н. А. Смирнова, заведующего отделом науки вузов Бауманского РК КПСС С. С. Павлова.

На обсуждение во время пленарных заседаний выдвигались вопросы, касающиеся работы нашего вуза, ее успехов и недостатков.

С большим интересом участниками учебы был выслушан доклад ректора МИХМа профессора Н. И. Басова. Опираясь на итоги Всесоюзного совещания ректоров инженерных и экономических вузов, он обратил особое внимание собравшихся на те недостатки в работе коллектива института, которые сказываются во время адаптации выпускника высшей технической школы на производстве.

Дело в том, что имея качественные теоретические знания, полученные в вузе, молодые специалисты часто не обладают навыками общения с людьми на производстве, не могут руководить ими, не уделяют должного внимания своему профессиональному и идейно-политическому росту. Поэтому одним из главных факторов в комплексе воспитательной работы в вузе является формирование у будущих специалистов коммунистического отношения к труду как выполнение первоочередной задачи института - совершенствовать подготовку молодых специалистов для народного хозяйства.

Работа секций партийно-профсоюзного актива помогла найти новые возможности в решении учебно-производственны и научных задач, стоящих перед подразделениями института.

Глубокий по своему содержанию доклад о международном положении, внешней и внутренней политике КПСС был сделан старшим преподавателем кафедры истории КПСС и философии Е. А. Ивиным.

Плодотворной партийно-профсоюзной учебе способствовал хороший отдых, культпрограмма активными организаторами ко торой были Г. Д. Шишов, В. М. Володин, И. И. Макренская, Н. Н. Варыгин.

Успешно проведенная учеба партийно-профсоюзного актива помогла четко определить круг узловых мероприятий, направленных на достойную встречу 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Л. ШАХБАЗЬЯН, секретарь партбюро кафедр общественных наук.

Осенний семестр текущего учебного года значительно отличался от предыдущего. Студенты I, II и III курсов дневного и I курса вечернего отделений обучались по новым учебным планам. Произошло изменение структуры института. По ряду объективных причин продолжительным был отрыв студентов от занятий. Немалая потеря учебного времени потребовала от учебной части пересмотра графиков контрольных мероприятии, улучшения руководства самостоятельной работой студентов. Большую учебную, методическую, идейно-воспитательную работу выполнили преподаватели, деканаты, партийная, комсомольская и профсоюзная организации института. И вот результат. Общая успеваемость по институту по сравнению с итогами предыдущей зимней экзаменационной сессии возросла. По дневному отделению она составляет 90 процентов при среднем балле 3,82; по вечернему - 63,6 процента при среднем балле 3,48. В зимнюю сессию 1975/76 учебного года успеваемость “дневников” составляла 89 процентов (средний балл 3,80), у “вечерников” - 59,5 процента (средний балл - 3,43). 841 студент (или 28,5 процента) сдали все экзамены на “отлично” и “хорошо” против 682 человек (или 22,8 процента) сессии 1975/76 гг. Из них 5,7 процента - отличники.

Каков же вклад в успешные итоги сессии самих студентов? Отличились во время экзаменов первокурсники. Они показали самую высокую успеваемость за последние 10 лет. 34 процента из них сдали экзамены только на “хорошо” и “отлично”. В достижении этих показателей на первом курсе велика роль кафедр истории КПСС и философии (средний балл по истории КПСС 4,25 против 4,15 в зимнюю сессию 1975/76 учебного года) и высшей математики (средний балл 3,75 против 3,5 в прошлогоднюю зимнюю сессию), а также добросовестная работа кураторов. Особенно следует отметить деятельность кураторов факультета криогенной техники доцента А. Д. Видинеева, ассистентов Ю. Д. Колоскова и Л. З. Топаллер, кураторов факультета ХАС, старших преподавателей К. П. Флорина и Т. А. Фадеевой. Снизилась успеваемость на 1,3 процента на II курсе, она составляет 82,5 процента при среднем балле 3,55. По итогам сессии среди курсов дневного обучения второкурсники по успеваемости занимают последнее место. Особенно низок средний балл у них по сопротивлению материалов (3,38 при 39 неудовлетворительных оценках), по высшей математике (3,5; 28 неудовлетворительных оценок), физике (3,56; 22 неудовлетворительных оценки). Причина, видимо, кроется в том, что, к сожалению, часть студентов работает над изучением дисциплин нерегулярно, a также в том, что не все преподаватели систематически контролируют работу студентов на практических и лабораторных занятиях. Так, например, у преподавателей физики имеются особые возможности повлиять на текущую успеваемость, так как они встречаются со студентами еженедельно на лабораторных занятиях и работают с “полугруппой”.

По сравнению с прошлым годом III курс улучшил свою успеваемость на 2 процента. Средний балл у них - 3,85. Не справились со сдачей экзаменов 53 студента (или 8 процентов). Одной из причин этого являются частые пропуски занятий студентами. Особенно плохо обстоят дела у третьекурсников факультета криогенной техники по термодинамике. Из 106 студентов положительные оценки получили только 56 человек - 54 процента. 24 студента не ликвидировали академической задолженности по термодинамике в ходе повторных экзаменов.

Понизил успеваемость на 1,5 процента и средний балл на 0,09 IV курс. Несмотря на пересмотр графиков и програмных материалов, сказалась потеря учебного времени.

На V курсе успеваемость улучшилась на 2,8 процента. Средний балл составляет 3,95. 99,5 процента студентов сдали все экзамены и зачеты, но из-за болезней и других уважительных причин некоторые имеют академическую задолженность. Беспокоит то, что они не успеют выполнить программу производственной практики и дипломный проект в срок.

Пятикурсники успешно сдали государственный экзамен по научному коммунизму. 34,4 процента студентов сдали его на “отлично”, 42,8 процента - на “хорошо”. Но не приятен тот факт, что, несмотря на достаточное время, отведенное на подготовку к госэкзамену, некоторые выпускники получили неудовлетворительные оценки. Им будет разрешена повторная сдача экзамена в период защиты дипломного проекта.

Новый семестр начался во втором году 10-й пятилетки, знаменующемся 60-летием Великой Октябрьской социалистической революции. Коллектив нашего института должен приложить максимум усилий, чтобы основной показатель его работы - качественная подготовка специалистов для народного хозяйства - был высоким.

А. ОРЛЕНКО, начальник учебной части

И.ЧЕПУРА, ассистент

В объективе - МИХМ

Первые дни второго семестра... Впереди у студентов I курса будет еще много семестров, и с наступлением каждого они все чаще будут сталкиваться с задачами, не предусмотренными учебниками, задачами, которые потребуют от них приложения и развития личных, творческих способностей. А пока первокурсникам знакомы только со слов те требования к знаниям, которые неумолимо диктует сегодня научно-технический прогресс.

Первые дни второго семестра... -- у первокурсников, для студентов V курса - это начало 10-го семестра в пятилетке эффективности и качества. Они-то особенно напряженные: идет защита дипломных проектов с полным сознанием ответственности выпускников перед завтрашним днем. Ведь, защищая дипломный проект, студент защищает свои навыки профессионального творчества - одного из примечательных качеств молодого специалиста новой пятилетки.

На снимке: студенты I курса слушают лекцию по истории

Комсомольская жизнь

Достойно встретим 60-летие Октября!

С 14 по 26 февраля 1977 года по постановлению бюро ЦК ВЛКСМ “Об организационной и агитационно - пропагандистской работе комитетов комсомола в связи с подготовкой к 60-летию Великого Октября” будет проведено Всесоюзное комсомольское собрание, посвященное подготовке к 60-летию Великого Октября с повесткой: “Коммунистическую идейность, активную жизненную позицию каждому комсомольцу!”.

На собрании должно пройти всестороннее обсуждение выполнения решений XXV съезда КПСС, октябрьского (1976 г.) Пленума ЦК КПСС, Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о Всесоюзном социалистическом соревновании. Во время собрания необходимо подвести итоги общественно-политической аттестации участников Ленинского зачета “Решения XXV съезда КПСС - в жизнь!”.

Сейчас, накануне важного общественно-политического мероприятия - общественно-политической аттестации, необходимо оперативно и четко провести его подготовку.

Прежде всего на каждом факультете должна быть создана смотровая комиссия под председательством декана.

Комсоргам групп необходимо проверить наличие зачетных книжек по общественно-политической аттестации (ОПА) у комсомольцев, о результатах проверки сообщить заместителю секретаря факультетского бюро ВЛКСМ по политработе. День проведения ОПА, выбранный комсоргом, должен быть известен факультетскому бюро, которое направит в каждую группу для проведения ОПА своего представителя. Одновременно на аттестацию приглашаются преподаватели общественных кафедр, кураторы групп и члены комитета ВЛКСМ.

Во время проведения общественно - политической аттестации необходимо помнить, что ее итог - объективная оценка общественной работы студента, поэтому очень важно учитывать индивидуальные способности каждого студента, не допускать шаблона, формализма в подходе к нему.

Существует 4 критерия оценки работы и учебы студентов: “аттестован с Ленинским зачетом”, “аттестован”, “аттестован условно”, “не аттестован”. Рассмотрим их конкретнее. “Аттестацией с Ленинским зачетом” группа поощряет студента за большую общественную работу, хорошую учебу и отличное поведение. “Аттестовываются” те студенты, которые хорошо ведут общественную работу, успевают в учебе. “Условно арестовываются” студенты, имеющие академическую задолженность или недобросовестно относящиеся к комсомольским поручениям. Студенты, не успевающие и не выполняющие общественной работы или плохо ее выполняющие, не аттестовываются.

Для тех, кто будет “аттестован условно”, назначаются сроки переаттестации.

Каждый студент примет личный комплексный план на год.

Значение общественно - политической аттестации определяется главным образом тем, что каждый студент отчитывается перед комсомольской организацией группы, что здесь проявляется мера его гражданской ответственности и социальной активности и что он ждет от своих товарищей доброжелательного совета, конкретной помощи.

Е. ПЕЧЕНИНА.

 

 

 

 

Недавно в нашем институте проходила XXXVII научно-техническая конференция. За пять дней ее участниками было заслушано 156 докладов на четырех секциях по основным научным направлениям ведущих кафедр МИХМа.

На заключительном пленарном заседании конференции выступил заместитель министра высшего и среднего специального образования РСФСР А. М. Кутепов. Он рассказал о задачах научно - исследовательской деятельности высших учебных заведений в свете решений XXV съезда КПСС.

Итоги работы конференции были отражены в выступлении проректора по научной работе д. т. н. профессора П. И. Николаева.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию информацию о наиболее интересных докладах, представленных на рассмотрение секции автоматизации химических производств и контрольно-измерительных приборов и секции расчета конструирования химических аппаратов, Слово — ученым секретарям секций к. т. н., доценту Г. В. Добролюбову и к. т. н., старшему научному сотруднику А. А. Клочину.

Г. ДОБРОЛЮБОВ, к. т. н., доцент:

- В работе секции автоматизации химических производств и контрольно - измерительных приборов приняли участие 150 инженеров, преподавателей и научных работников, представители высших учебных заведений - МХТИ им. Менделеева и его Новомосковского филиала, Казахского химико-технологического института.

По единодушному мнению участников подсекции автоматизации химических производств, большой интерес вызвал доклад профессора Ю. М. Быкова “О задачах и принципах количественной теории автоматизированных систем управления”. Им была рассмотрена актуальная проблема разработки автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), представлена количественная теория синтеза этих систем.

Создание систем управления крупными производственными объектами значительно повышает эффективность их работы, т. к. текущее управление позволяет поддерживать динамический объект в оптимальном режиме, несмотря на постоянно действующие возмущающие воздействия.

Результаты теоретических исследований по разработке АСУТП уже внедрены в производствах хлорной промышленности. Реальный экономический эффект от внедрения систем управления только в одном цехе составил 100 тыс. рублей в год.

Во время работы подсекции контрольно-измерительных приборов для химико-технологических производств участники конференции с интересом отнеслись к сообщению аспиранта Л. Е. Ускова, доцента П. И. Стальнова и профессора М. В. Кулакова “Разработка анализатора окислов азота и результат производственных испытаний”. В их выступлениях изложены результаты работы по созданию метода автоматического контроля окислов азота в производстве удобрений и кислот. Внедрение разработанного прибора в производство щавелевой кислоты на заводе органического синтеза в Новомосковске позволило получить экономический эффект в 57 тыс. рублей в год.

А. КЛОЧИН, к. г. н., старший научный сотрудник:

- Отмечу две наиболее интересные, на мой взгляд, работы. Первая из них выполнена сотрудниками отраслевой лаборатории Министерства химической промышленности под руководством к. т. н., доцента В. П. Павлова.

В докладе по этой работе, сделанном на подсекции “Расчет и конструирование массообменных аппаратов”, были изложены основные результаты исследования гидродинамики и массообменных процессов в гетерогенных системах газ - жидкость и жидкость - твердое тело. Проведенные исследования позволили решить широкий круг вопросов, связанных с повышением эффективности основных производств химической промышленности. В частности, на базе полученных теоретических результатов разработан новый процесс растворения полидисперсных тел, внедрение которого на Руставском химическом комбинате и в Березниковском рудоуправлении позволило в 10 раз увеличить скорость процесса растворения. В результате исследования гидродинамики петлевого реактора и внедрения этого аппарата на опытном заводе манометров в

Туле повышено качество основного продукта производства и увеличен его выход. Суммарный экономический эффект от внедрения только этих работ составил 500 тыс. рублей.

В докладе к. т. н., доцента Л. Б. Зарудного, м. н. с. Ю. И. Лосева и д. т. н. профессора С. Н. Шорина “Массоперенос при гетерогенном реагировании пористого тела”, сделанном на заседании подсекции “Расчет и конструирование химических реакторов и теплообменных аппаратов”, приведены уравнения математической модели процесса нестационарного переноса окислителя с учетом химического реагирования с пористым веществом. Аналитическое решение уравнений позволило сделать вывод о том, что химическое взаимодействие окислителя с пористым веществом - коксом или растительными отходами - приводит к интенсификации массообмена.

Результаты работы использованы для расчета реактора термической минерализации непрерывного действия, предназначенного для работы в замкнутых экологических системах.

Записал А. ЛЕКАЕ.

Приглашаем новичков

Знаете ли вы, что парусный спорт - олимпийский вид спорта?

В 1955 году парусный спорт “пришел” в МИХМ. За долгие годы наша секция парусного спорта превратилась в одну из самых крупных среди секций московских институтов.

В настоящее время при помощи ректората и кафедры физвоспитания созданы хорошие условия для развития парусного спорта в МИХМе. Наша секция располагает спортивными судами 9 классов, 6 из которых соответствуют олимпийским. Это - яхты и швертботы классов: “Финн”, “470”, “Летучий голландец”, “Солинг”, “Звездный”, катамараны “Торнадо”. Для участия в крейсерских гонках имеются 2 килевые яхты постройки ПНР типа “Нефрит” и “Капелла”.

Кроме классных гоночных в секции имеются учебно-тренировочные суда, на которых обучаются новички в спортивно-оздоровительном лагере МИХМа на Московском море.

В новом спортивном сезоне ожидается большая программа. Это - участие в двенадцати московских соревнованиях, пяти крейсерских гонках, в первенстве вузов Москвы, в первенстве центрального совета общества “Буревестник” в Таганроге.

Яхтсмены МИХМа примут участие также в юбилейной XXXV Московской парусной регате, которая будет посвящена 40-летию навигации на водохранилище канала им. Москвы.

В августе, как всегда, будет работать учебно-спортивный парусный лагерь, в котором пройдут обучение и подготовку к соревнованиям: около 60 спортсменов-парусников.

Сейчас в нашей стране развернулась широкая подготовка к Олимпийским играм 1980 года в Москве. Олимпийскую регату намечено провести в Таллине, где строится большой комплекс: яхтклуб, верфь спортивного судостроения, олимпийская деревня. В олимпийскую сборную войдут сильнейшие спортсмены нашей страны - победители многих соревнований, предшествующих Олимпиаде, в которых примут участие и михмовцы.

А пока идет подготовка к новому сезону, и секция парусного спорта МИХМа проводит традиционный набор новичков.

Собрание, посвященное новому набору, состоится 2 марта в 17 часов в аудитории 323. Фильмы и слайды о парусном спорте, о спортивном лагере института на Московском море расскажут об интересной работе парусной секции МИХМа. На собрании будет проведена запись новичков, распределение по экипажам парусных яхт. Те, кто собирается заниматься в секции, но не имеет возможности присутствовать на собрании, могут записаться у студентов-яхтсменов: I и II курс - у Н. Полугарновой (гр. К-25); III курс - у М. Дегтяревой (гр. А-32); IV и V курс - у С. Кушнира (гр. 411).

Для спортсменов, желающих получить судоводительские

права на управление парусным судном, проводятся занятия в школе яхтенных рулевых 2-го класса, по средам в аудитории 422 с 18.30.

Ю.ПРОХОРОВ

(гр. А-43),

В. АНТОНЕВИЧ

(гр. М-43).

 

БЬЕМ ТРЕВОГУ!

Впереди у шахматистов вузов Москвы - традиционное первенство вузов столицы г шахматам. А как известно, залог успешного выступления команды - в постоянных тренировках. Их-то и не хватает михмовцам.

Судите сами: до сих пор ceкция не имеет укомплектованого спортинвентаря. Впрочем может это и кстати: хранить его все равно негде. Иначе как объяснить молчание председателя спортклуба института и просьбу бюро шахматной ceкции решить положительно вопрос о сохранении шахмат и часов. Что касается аудитории 309 “А”, отведенной для тренировок, то она не только мала для спортсменов, но и попасть в нее сложно, т. к. приходится проходить через аудиторию 309, где проводятся занятия.

Нерешенных проблем в работе шахматной секции непочатый край, но это не волнует и кафедру физвоспитания, и спортклуб.

Так и оказалась секция сак по себе. А ведь команду на первенство надо сформировать 36 (!) лучших спортсменов, защищать придется не честь своей секции, а честь института!

Б. ПАНКРАТОВ (401-я гр.).

Хостинг от uCoz