ОРГАН ПАРТКОМА, РЕКТОРАТА, МЕСТКОМА, КОМИТЕТА ВЛКСМ, ПРОФКОМА МОСКОВСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТА ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
№ 37 (836) ПЯТНИЦА, 7 декабря 1979 года
Цена 1 коп.
ВЕСТИ ИЗ ДЕКАНАТОВ
Долги накануне сессии
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов” указывается на необходимость “повышения ответственности коллективов учебных групп, каждого студента-комсомольца за глубокое и творческое овладение избранной специальностью”. В постановлении говорится также о воспитании у студенчества “высокой культуры поведения, чувства нетерпимости к нарушениям учебной дисциплины”...
Наш вуз, партийная и комсомольская организация, следуя указаниям партии, совершенствуют формы воспитания студентов в духе беззаветной пре: данности своей Родине, делают немало для привития студентам чувства личной ответственности за овладение знаниями по выбранной ими специальности. На всех факультетах есть немало студентов с высокой успеваемостью, которые активно участвуют в общественной жизни института. В этом выражается их высокое политическое сознание и чувство общественного долга.
Шесть студентов нашего института являются ленинскими стипендиатами. Эти ребята - Е. Митрофанова и С. Андреева на механическом факультете, Д. Ермолов и Б. Кабак на факультете ТК и АХП, В. Тулин на факультете криогенной техники и на факультете ХАС А. Никифоров - успешно сочетают большую общественную работу с отличной учебой.
У них высоко развито чувство ответственности перед обществом, выработано стремление к знаниям, к овладению высотами науки и техники.
Но есть в нашем институте и такие студенты, которым недороги ни честь вуза, ни успехи своего факультета, группы. У них, видимо, совершенно отсутствуют такие естественные для каждого советского студента качества, как добросовестное отношение к учебы, своему общественному долгу. Из семестра в семестр, например учатся с “хвостами” И.Аптекарь, Е.Осокин (гр. Н-31), С. Крысанов (гр. Н-35), М. Хаваев (гр. К-
21).У М. Хаваева до сих пор не сданы 2 экзамена и один зачет за весенний семестр, кроме того, у него много пропусков занятий, - он давно находится на грани отчисления. И. Аптекарь, Е. Осокин, С. Крысанов и Н. Бугай не сдали экзамен по сопротивлению материалов, у студента Д. Бабичева (гр. Н-21) не сданы экзамены по физике и химии за прошлый семестр, в этом семестре он систематически пропускает занятия по сопротивлению материалов и высшей математике. В. Дамидович (гр. Н-21), имея “хвосты” по физике и черчению, пропустил за 2 месяца в общей сложности 75 часов без уважительных причин и продолжает систематически пропускать занятия по черчению. Студент И. Воинов (гр. Н-23) также не сдал 2 экзамена за прошлый семестр по высшей математике и физике, не имеет зачета по иностранному языку.
Среди злостных “задолжников” есть и студенты
IV курса. Студенты Ю. Бодров, В. Ковальчук, А. Амелюхин (все из группы К-45) не сдали по 2 экзамена и одному зачету за третий курс.У них, считает деканат, “нет желания учиться”. Все трое держатся обособленно, не участвуют в общественной жизни института. Их успеваемость не раз обсуждалась на учебно-воспитательной комиссии (УВК), беседовали с ним и на кафедре ОХЗ, но ... “воз и ныне там”. Ю.Бодров учится в институте более 6 лет: поступил на механический факультет в 1973 году, на
II курсе был оставлен на повторное обучение, с III курса был отчислен из института, в 1978 году вернулся в институт, но и сейчас отличается недобросовестным отношением к учебе, недисциплированностью. Не лучшим образом обстоят дела у некоторых студентов, пришедших в институт с подготовительного отделения, хотя именно от них институт в праве ожидать более сознательного отношения к учебе. Увы, это далеко не так. Студентки О. Новосельская (гр. А-21), И. Жирохова, Л. Нельга, М. Соль-цева (гр. А-25) не сдали по 3 экзамена и по два зачета за 1 курс. Эти девушки пришли в институт с подготовительного отделения, но не стали образцом в поведении и учебе для младших товарищей. Все четверо пропускали много занятий. Меры воздействия (убеждения старосты группы, вызовы на УВК и в деканат) на них не действовали.Некоторые студенты не только не сдали экзамены по ряду предметов, у них даже отсутствуют зачеты по так называемым контрольным точкам по этим же предметам за прошлый год! Например, у В. Шеховцева (гр. Т-21) задолженности по высшей математике и химии: по высшей математике не написаны контрольные работы, по химии не выполнены лабораторные работы. У М. Пресняковой и В. Мокина (гр. Т-26) по 2 “хвоста” (высшая математика и физика), не написаны контрольные работы по высшей математике и не выполнены лабораторные работы по физике. У них огромное количество прогулов, но воспитательные меры на них не действуют.
Есть среди должников и такие, как Д. Викторов (гр. Т-25), он не сдал экзамен по высшей математике, не написал две контрольные работы по этому предмету, но за один месяц сумел пропустить 38 часов занятий!
Как же покончить с таким явлением, как “злостный хвостизм”? Как бороться с ним? Некоторые деканаты пишут родителям письма, оповещающие о плачевном состоянии учебных дел их детей. Но это, как правило, помогает мало, да и является запоздалой мерой. Ни вызовы на УВК, в деканат, на кафедры, ни беседы кураторов групп не действуют на злостных прогульщиков и “хвостистов”. Их приходится в конце концов отчислять из института, предварительно помучившись с ними несколько лет.
А ведь такие студенты не только снижают успеваемость в группе, на факультете и в институте, они просто позорят звание советского студента.
В постановлении
V пленума ЦК ВЛКСМ “О работе комсомола по повышению эффективности идейно-нравственного воспитания молодежи говорится: “Важная задача комитетов комсомола - постоянно добиваться, чтобы принципы морального кодекса строителей коммунизма стали твердыми жизненными правилами юношей и девушек. Формировать у молодых людей понимание общественного долга, единства прав и обязанностей граждан СССР”. В свете этого постановления комитету ВЛКСМ нашего института, факультетским бюро ВЛКСМ следует обратить особое внимание на формирование у наших студентов всех этих качеств.К. ИВАНИЦКАЯ.
Состав комитета В Л К С М избранный на
XXXII отчетно-выборной комсомольской конференцииСекретарь комитета ВЛКСМ - В. Фролов.
Заместитель секретаря по организационной работе - С. Санников, студент гр. А-41.
Заместитель секретаря по идейно-воспитательной работе - А. Иванов.
Заместитель секретаря по учебно-научной работе - С. Алтунин, старший инженер ОКБ.
Заместитель секретаря по интернациональной работе - Л. Данилина, инженер кафедры КАХП.
Командир вузовского штаба ССО - В. Пашенцев, ассистент кафедры ОХЗ.
Заместитель секретаря по шефской работе - А. Квасов, инженер кафедры КМХП.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СЕКТОР
Заведующий сектором учета и статистики - О. Тарасова.
Председатель контрольной комиссии и ответственный за школу комсомольского актива - Г. Стремин, студент гр. Т-43.
Начальник штаба “комсомольского прожектора” Э. Левашов, студент гр. Т-43.
ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СЕКТОРА
В.Фуфурин, студент гр. Н-42, Ю.Серегин, лаборант кафедры ТХМ и А.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЕКТОР
Ответственный за Ленинский зачет и ОПП - д. Смирнов, студент гр. Н-47.
Ответственный за социалистическое соревнование и ФОП - В. Попов, студент гр. Н-43.
Ответственный за военно-патриотическое воспитание - А. Гуркин, студент гр. Т-44.
Ответственный за спортивную 5 работу - П. Макагон, студент гр. Т-43.
Ответственный за культмассовый сектор - И. Рогачевский.
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ СЕКТОР
Ответственный за новый набор - В. Константинов, аспирант кафедры “Теоретическая механика”.
Ответственный за научную работу - Л. Федорова, сгудентка гр. Т-23.
Ответственный за УВК и совет отличников - А. Новохатский, студент гр. М-31.
ШЕФСКИЙ СЕКТОР
Командир КООД - Н. Виноградов, студент гр. Т-44.
Ответственный за шефскую работу - Т. Трудова, студентка гр. А-31,
В. Ролофф, студент гр. Т-42.
Ответственный за трудовое воспитание - В. Яковлев, студент гр. К-53.
Член интернационального сектора - И. Цаблинова, студентка гр. Н-49.
РЕЗУЛЬТАТЫ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ
Основной объем знаний студенты получают на лекциях и семинарах. Но можно ли считать, что качество знаний по тому или иному предмету находится в прямой зависимости от посещаемости занятий по этому предмету? Ведь огромное значение в учебе играет и атмосфера взаимоотношений в группе. Попробуем проанализировать этот тезис на примере группы Н-31. В течение двух лет учебы группа показывала неплохие результаты. Средний балл в ней, несмотря на то, что есть и “хвостисты”, - выше факультетского, в последнюю сессию на “хорошо” и “отлично” экзамены сдали 8 студентов. У группы есть свое “лицо” и в комсомольской жизни института. Два комсомольца входят в состав комитета комсомола, четыре - члены факультетского бюро.
На первый взгляд дела обстоят неплохо. А вот итоги промежуточных контрольных проверок успеваемости в нынешнем году оказываются неудовлетворительными. В срок не подготовили задания по курсу деталей машин И. Аптекарь, Г. Калинина, А. Костроменко, Е. Осокин, Н. Каплин. Трое - М. Ворончихина, И. Аптекарь, А. Порошин - не сдали третий лист по теории механизмов и машин, только два студента из всей группы в срок выполнили контрольные задания по электротехнике.
Почему же сейчас, накануне очередной сессии, в работе третьекурсников имеются такие серьезные недочеты? Одна из причин, видимо, в плохой посещаемости занятий.
Если верить записям в журнале, то студенты группы не пропускают занятий даже по уважительным причинам. А на самом деле? На самом деле всем студентам группы известно, что семинары по политэкономии, например, пропускают более половины из них, низка посещаемость лекций по теории механизмов и машин, гидравлике, политэкономии. Получается, что проконтролировать посещаемость по журналу невозможно! Это результат безответственного отношения к своим обязанностям старосты группы С. Иванова и общей атмосферы терпимости и безразличия в группе.
При более близком знакомстве с группой выясняется к тому же, что внутри группы комсомольцы совсем не так активны, как это может показаться. Комсомольско-профсоюзная работа в группе явно “хромает” - собрания, на которых можно обсудить наболевшие вопросы, не проводятся, систематическая взаимопомощь в группе не налажена и носит стихийный характер, а обязанности комсорга и профорга свела к... сбору членских взносов. Вот и вторая причина плохой успеваемости группы в текущем семестре.
Может быть, стоит напомнить студентам группы Н-31 что осенний семестр в нынешнем году короток и уже близится к завершению? Что давно пора взяться за учебу и наверстать упущенное? Но нужны ль такие советы студентам третьего курса?
Наш корр.
От редакции: недавно в группе назначен новый староста, состоялось комсомольское собрание, на котором был избран новый комсорг. Мы надеемся, что они сумеют наладить взаимопомощь в группе, повлияют на успеваемость. Хотелось бы услышать от “треугольника” группы сообщение о том, какие меры приняты для ликвидации задолженностей, установления контроля за посещаемостью занятий.
Педагог, ученый, организатор
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Юрию Ивановичу Макарову исполнилось 50 лет. Он прошел в МИХМе путь от студента до профессора, заведующего кафедрой “Конструирование машин химических производств”.
Окончив в 1953 году механический факультет нашего института, Ю. И. Макаров поступил в аспирантуру и, выполнив интересное научное исследование, успешно защитил кандидатскую диссертацию. Затем почти десятилетие педагогической работы сначала ассистентом, а затем доцентом кафедры “Машины и аппараты органических производств”. С 1965 года Ю. И. Макаров - декан машиностроительного факультета. Опытный, высококвалифицированный педагог много сил отдает организаторской и учебной работе, воспитанию будущих специалистов. Продолжается и исследовательская деятельность Ю. И. Макарова, очередной этап научной работы завершается успешной защитой диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
Сегодня все знают профессор
a Ю.И. Макарова как крупного ученого, автора двух монографий и более 100 научных работ. Близких друзей, сотрудников, студентов покоряют такие прекрасные качества Юрия Ивановича, как доброжелательность, доброта и человечность, неиссякаемая энергия и огромная работоспособность.Желаем дорогому юбиляру прекрасного здоровья, большого счастья и дальнейших творческих успехов.
Коллектив машиностроительного факультета.
МИХМ - ОЛИМПИАДЕ-80
СТРОГИЙ ОТБОР И ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Недавно в МГК КПСС под председательством первого секретаря городского комитета КПСС В. В. Гришина состоялось очередное заседание городской комиссии по подготовке к проведению Олимпийских игр 1980 года в Москве.
Обсуждался ход выполнения планов Цемента и подготовки общежитий для размещения гостей, туристов. К предстоящий Играм намечено сдать, кроме гостиниц, более 250 корпусов общежитий вузов и техникумов, профессионально-технических училищ, школ - интернатов. На заедании отмечалась активная подготовка москвичей к Олимпиаде.
Наш институт также немало делает в этом направлении. Подходит к концу капитальный ремонт общежитий “Измайлово” и “Сокол”, предназначенных для гостей столицы. На базе отдельных факультетов создано четыре студенческих олимпийских отряда - отряд гидов - переводчиков, инспекторов бюро обслуживания, торговый отряд и отряд “Сервис”.
Сегодня мы подробнее расскажем о формировании и задачах отряда “Сервис”, которому предстоит работать в общежитиям. На вопросы нашего корреспондента Т. Будановой отвечает заместитель начальника штаба “Сервис” В. В. Степанюк.
- Каково поле деятельности вашего отряда?
- Бойцы “Сервиса” будут обслуживать общежитие “Измайлово” и “Сокол”, в которых поселятся 1500 советских и иностранных гостей столицы. 300 человек - сотрудники и студенты МИХМа, вошедшие в отряд, будут обеспечивать функционирование всех служб этих гостиниц.
- По какому принципу проходил отбор обслуживающего персонала?
- Из штаба московской Олимпиады поступила рекомендация о наборе в отряд “Сервис” только юношей. В связи с этим кроме факультета криогенной техники (на базе которого сформирован штаб отряда “Сервис”) были подключены и другие факультеты, чтобы не только полностью обеспечить контингент отряда, но и иметь возможность отбора.
Прием проводился на добровольных началах, по личным заявлениям. При обсуждении кандидатур в заседаниях штаба участвовали представители комсомольских и профсоюзных организаций. Очень большую помощь в агитации и формировании отряда оказали деканаты факультетов механического и ХАС.
- И все-таки из 467 поданных заявлений отобрано 224. Что учитывалось при подборе кадров?
- В первую очередь - знание студентами иностранного языка. Большую помощь нам оказала кафедра иностранных языков, которая предложила кандидатуры
26 студентов и 11 преподавателей во главе с заведующим кафедрой, доцентом Р. А. Андреевым. Зачислялись в отряд студенты с хорошей общей физической подготовкой, ведь будущая работа требует немало сил.
- Расскажите, пожалуйста, как проходит подготовка обслуживающего персонала.
Особая ответственность, возложенная на “Сервис” в силу специфики его работы, не допускает ни малейших промахов членов отряда. Поэтому подготовительному периоду уделяется особое внимание. Сейчас проводятся занятия по общеполитической подготовке и по специальностям - швейцаров, лифтеров, подносчиков багажа и т. д. Профессиональная подготовка осуществляется специальным комбинатом, после окончания курса студенты сдадут экзамены и получат дипломы о присвоении им той или иной профессии.
Но, к сожалению, встречаются случаи несерьезного отношения студентов к занятиям. И сейчас комитет ВЛКСМ принимает активные меры в наведении порядка по ликвидации массовых пропусков.
В заключение хочется напомнить студентам, что общежития - это лицо института, и только от них будет зависеть сохранность этих комплексов в надлежащем виде для приема гостей Олимпиады.
Поздравляем монгольских студентов с 55-й годовщиной провозглашения Монгольской Народной Республики. Желаем успехов в учебе и общественной работе.
Пусть крепнет дружба между народами СССР и МНР!
Ректорат, партком, комитет ВЛКСМ.
Из юношеской секции – в большой спорт
Юношеская спортивная секция борьбы самбо на общественных началах открылась в МИХМе в 1970 году. Сегодня все ведущие спортсмены сборной команды самбистов МИХМа - воспитанники этой школы. Среди них 5 мастеров спорта СССР по борьбе самбо и 2 мастера спорта по борьбе дзю-до; воспитанники секции не раз становились чемпионами и призерами всесоюзных соревнований.
В этом году спортсмены ДЮСШ во всех соревнованиях выступали очень удачно. Е. Рабинович и В. Малашкин, которые занимаются в секции 4 года, стали чемпионами Москвы и добились званий чемпионов страны среди юношей, выступая в первенстве СССР. Воспитанник секции А. Чалых занял второе место в соревнованиях на первенство Москвы.
На первом Всесоюзном молодежном турнире в Павлове, который состоялся в сентябре этого года, Е. Рабинович стал чемпионом, а А. Чалых занял 3-е место. Это, несомненно, успех всей нашей секции и большая заслуга Ю. Соколова, который тренирует ДЮСШ МИХМа уже в течение 5 лет. Приятно также отметить, что воспитанники секции Е. Рабинович и А. Чалых в этом году стали студентами механического факультета нашего института.
В октябре этого года по решению РК КПСС Бауманского района при ДЮСШ МИХМа открылось отделение борьбы дзю-до. Тренерами ее стали воспитанники секции самбо нашего института А. Гончаров и Н. Иванов - мастера спорта СССР по дзю-до и самбо. Выступая на первенстве ЦС ДСО “Буревестник”, они добились высоких результатов, были включены в состав сборной команды общества и получили право на участие в соревнованиях на кубок СССР.
Сейчас самбисты МИХМа занимают одно из ведущих мест в Москве, не отставая от таких коллективов, как сборные команды МЭИ, ГЦОЛИФК, МАИ. В конце сентября команда МИХМа, представляя Бауманский район, стала призером первенства Москвы, которое проводилось между районами столицы.
Хочется надеяться, что воспитанники юношеской секции МИХМа по борьбе самбо и дзю-до будут и в дальнейшем добиваться успехов в соревнованиях самого высокого ранга.
В. ЖАВОРОНКОВ, старший тренер МИХМа до борьбе самбо и ДЗЮ-ДО.
И. о. редактора А. В. ЛЕКАЕ.
Тип. изд-ва “Московская правда”, Потаповский пер., 3.
Адрес редакции: ул. К. Маркса, 21/4.
Заказ № 7140.