ОРГАН ПАРТКОМА, РЕКТОРАТА, МЕСТКОМА, КОМИТЕТА ВЛКСМ, ПРОФКОМА МОСКОВСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТА ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

№ 37 (836) ПЯТНИЦА, 7 декабря 1979 года

Цена 1 коп.

ВЕСТИ ИЗ ДЕКАНАТОВ

Долги накануне сессии

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов” указывается на необходимость “повышения ответственности коллективов учебных групп, каждого студента-комсомольца за глубокое и творческое овладение избранной специальностью”. В постановлении говорится также о воспитании у студенчества “высокой культуры поведения, чувства нетерпимости к нарушениям учебной дисциплины”...

Наш вуз, партийная и комсомольская организация, следуя указаниям партии, совершенствуют формы воспитания студентов в духе беззаветной пре: данности своей Родине, делают немало для привития студентам чувства личной ответственности за овладение знаниями по выбранной ими специальности. На всех факультетах есть немало студентов с высокой успеваемостью, которые активно участвуют в общественной жизни института. В этом выражается их высокое политическое сознание и чувство общественного долга.

Шесть студентов нашего института являются ленинскими стипендиатами. Эти ребята - Е. Митрофанова и С. Андреева на механическом факультете, Д. Ермолов и Б. Кабак на факультете ТК и АХП, В. Тулин на факультете криогенной техники и на факультете ХАС А. Никифоров - успешно сочетают большую общественную работу с отличной учебой.

У них высоко развито чувство ответственности перед обществом, выработано стремление к знаниям, к овладению высотами науки и техники.

Но есть в нашем институте и такие студенты, которым недороги ни честь вуза, ни успехи своего факультета, группы. У них, видимо, совершенно отсутствуют такие естественные для каждого советского студента качества, как добросовестное отношение к учебы, своему общественному долгу. Из семестра в семестр, например учатся с “хвостами” И.Аптекарь, Е.Осокин (гр. Н-31), С. Крысанов (гр. Н-35), М. Хаваев (гр. К-21).

У М. Хаваева до сих пор не сданы 2 экзамена и один зачет за весенний семестр, кроме того, у него много пропусков занятий, - он давно находится на грани отчисления. И. Аптекарь, Е. Осокин, С. Крысанов и Н. Бугай не сдали экзамен по сопротивлению материалов, у студента Д. Бабичева (гр. Н-21) не сданы экзамены по физике и химии за прошлый семестр, в этом семестре он систематически пропускает занятия по сопротивлению материалов и высшей математике. В. Дамидович (гр. Н-21), имея “хвосты” по физике и черчению, пропустил за 2 месяца в общей сложности 75 часов без уважительных причин и продолжает систематически пропускать занятия по черчению. Студент И. Воинов (гр. Н-23) также не сдал 2 экзамена за прошлый семестр по высшей математике и физике, не имеет зачета по иностранному языку.

Среди злостных “задолжников” есть и студенты IV курса. Студенты Ю. Бодров, В. Ковальчук, А. Амелюхин (все из группы К-45) не сдали по 2 экзамена и одному зачету за третий курс.

У них, считает деканат, “нет желания учиться”. Все трое держатся обособленно, не участвуют в общественной жизни института. Их успеваемость не раз обсуждалась на учебно-воспитательной комиссии (УВК), беседовали с ним и на кафедре ОХЗ, но ... “воз и ныне там”. Ю.Бодров учится в институте более 6 лет: поступил на механический факультет в 1973 году, на II курсе был оставлен на повторное обучение, с III курса был отчислен из института, в 1978 году вернулся в институт, но и сейчас отличается недобросовестным отношением к учебе, недисциплированностью. Не лучшим образом обстоят дела у некоторых студентов, пришедших в институт с подготовительного отделения, хотя именно от них институт в праве ожидать более сознательного отношения к учебе. Увы, это далеко не так. Студентки О. Новосельская (гр. А-21), И. Жирохова, Л. Нельга, М. Соль-цева (гр. А-25) не сдали по 3 экзамена и по два зачета за 1 курс. Эти девушки пришли в институт с подготовительного отделения, но не стали образцом в поведении и учебе для младших товарищей. Все четверо пропускали много занятий. Меры воздействия (убеждения старосты группы, вызовы на УВК и в деканат) на них не действовали.

Некоторые студенты не только не сдали экзамены по ряду предметов, у них даже отсутствуют зачеты по так называемым контрольным точкам по этим же предметам за прошлый год! Например, у В. Шеховцева (гр. Т-21) задолженности по высшей математике и химии: по высшей математике не написаны контрольные работы, по химии не выполнены лабораторные работы. У М. Пресняковой и В. Мокина (гр. Т-26) по 2 “хвоста” (высшая математика и физика), не написаны контрольные работы по высшей математике и не выполнены лабораторные работы по физике. У них огромное количество прогулов, но воспитательные меры на них не действуют.

Есть среди должников и такие, как Д. Викторов (гр. Т-25), он не сдал экзамен по высшей математике, не написал две контрольные работы по этому предмету, но за один месяц сумел пропустить 38 часов занятий!

Как же покончить с таким явлением, как “злостный хвостизм”? Как бороться с ним? Некоторые деканаты пишут родителям письма, оповещающие о плачевном состоянии учебных дел их детей. Но это, как правило, помогает мало, да и является запоздалой мерой. Ни вызовы на УВК, в деканат, на кафедры, ни беседы кураторов групп не действуют на злостных прогульщиков и “хвостистов”. Их приходится в конце концов отчислять из института, предварительно помучившись с ними несколько лет.

А ведь такие студенты не только снижают успеваемость в группе, на факультете и в институте, они просто позорят звание советского студента.

В постановлении V пленума ЦК ВЛКСМ “О работе комсомола по повышению эффективности идейно-нравственного воспитания молодежи говорится: “Важная задача комитетов комсомола - постоянно добиваться, чтобы принципы морального кодекса строителей коммунизма стали твердыми жизненными правилами юношей и девушек. Формировать у молодых людей понимание общественного долга, единства прав и обязанностей граждан СССР”. В свете этого постановления комитету ВЛКСМ нашего института, факультетским бюро ВЛКСМ следует обратить особое внимание на формирование у наших студентов всех этих качеств.

К. ИВАНИЦКАЯ.

 

Состав комитета В Л К С М избранный на XXXII отчетно-выборной комсомольской конференции

Секретарь комитета ВЛКСМ - В. Фролов.

Заместитель секретаря по организационной работе - С. Санников, студент гр. А-41.

Заместитель секретаря по идейно-воспитательной работе - А. Иванов.

Заместитель секретаря по учебно-научной работе - С. Алтунин, старший инженер ОКБ.

Заместитель секретаря по интернациональной работе - Л. Данилина, инженер кафедры КАХП.

Командир вузовского штаба ССО - В. Пашенцев, ассистент кафедры ОХЗ.

Заместитель секретаря по шефской работе - А. Квасов, инженер кафедры КМХП.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СЕКТОР

Заведующий сектором учета и статистики - О. Тарасова.

Председатель контрольной комиссии и ответственный за школу комсомольского актива - Г. Стремин, студент гр. Т-43.

Начальник штаба “комсомольского прожектора” Э. Левашов, студент гр. Т-43.

ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СЕКТОРА

В.Фуфурин, студент гр. Н-42, Ю.Серегин, лаборант кафедры ТХМ и А.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЕКТОР

Ответственный за Ленинский зачет и ОПП - д. Смирнов, студент гр. Н-47.

Ответственный за социалистическое соревнование и ФОП - В. Попов, студент гр. Н-43.

Ответственный за военно-патриотическое воспитание - А. Гуркин, студент гр. Т-44.

Ответственный за спортивную 5 работу - П. Макагон, студент гр. Т-43.

Ответственный за культмассовый сектор - И. Рогачевский.

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ СЕКТОР

Ответственный за новый набор - В. Константинов, аспирант кафедры “Теоретическая механика”.

Ответственный за научную работу - Л. Федорова, сгудентка гр. Т-23.

Ответственный за УВК и совет отличников - А. Новохатский, студент гр. М-31.

ШЕФСКИЙ СЕКТОР

Командир КООД - Н. Виноградов, студент гр. Т-44.

Ответственный за шефскую работу - Т. Трудова, студентка гр. А-31,

В. Ролофф, студент гр. Т-42.

Ответственный за трудовое воспитание - В. Яковлев, студент гр. К-53.

Член интернационального сектора - И. Цаблинова, студентка гр. Н-49.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ

Основной объем знаний студенты получают на лекциях и семинарах. Но можно ли считать, что качество знаний по тому или иному предмету находится в прямой зависимости от посещаемости занятий по этому предмету? Ведь огромное значение в учебе играет и атмосфера взаимоотношений в группе. Попробуем проанализировать этот тезис на примере группы Н-31. В течение двух лет учебы группа показывала неплохие результаты. Средний балл в ней, несмотря на то, что есть и “хвостисты”, - выше факультетского, в последнюю сессию на “хорошо” и “отлично” экзамены сдали 8 студентов. У группы есть свое “лицо” и в комсомольской жизни института. Два комсомольца входят в состав комитета комсомола, четыре - члены факультетского бюро.

На первый взгляд дела обстоят неплохо. А вот итоги промежуточных контрольных проверок успеваемости в нынешнем году оказываются неудовлетворительными. В срок не подготовили задания по курсу деталей машин И. Аптекарь, Г. Калинина, А. Костроменко, Е. Осокин, Н. Каплин. Трое - М. Ворончихина, И. Аптекарь, А. Порошин - не сдали третий лист по теории механизмов и машин, только два студента из всей группы в срок выполнили контрольные задания по электротехнике.

Почему же сейчас, накануне очередной сессии, в работе третьекурсников имеются такие серьезные недочеты? Одна из причин, видимо, в плохой посещаемости занятий.

Если верить записям в журнале, то студенты группы не пропускают занятий даже по уважительным причинам. А на самом деле? На самом деле всем студентам группы известно, что семинары по политэкономии, например, пропускают более половины из них, низка посещаемость лекций по теории механизмов и машин, гидравлике, политэкономии. Получается, что проконтролировать посещаемость по журналу невозможно! Это результат безответственного отношения к своим обязанностям старосты группы С. Иванова и общей атмосферы терпимости и безразличия в группе.

При более близком знакомстве с группой выясняется к тому же, что внутри группы комсомольцы совсем не так активны, как это может показаться. Комсомольско-профсоюзная работа в группе явно “хромает” - собрания, на которых можно обсудить наболевшие вопросы, не проводятся, систематическая взаимопомощь в группе не налажена и носит стихийный характер, а обязанности комсорга и профорга свела к... сбору членских взносов. Вот и вторая причина плохой успеваемости группы в текущем семестре.

Может быть, стоит напомнить студентам группы Н-31 что осенний семестр в нынешнем году короток и уже близится к завершению? Что давно пора взяться за учебу и наверстать упущенное? Но нужны ль такие советы студентам третьего курса?

Наш корр.

От редакции: недавно в группе назначен новый староста, состоялось комсомольское собрание, на котором был избран новый комсорг. Мы надеемся, что они сумеют наладить взаимопомощь в группе, повлияют на успеваемость. Хотелось бы услышать от “треугольника” группы сообщение о том, какие меры приняты для ликвидации задолженностей, установления контроля за посещаемостью занятий.

 

Педагог, ученый, организатор

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Юрию Ивановичу Макарову исполнилось 50 лет. Он прошел в МИХМе путь от студента до профессора, заведующего кафедрой “Конструирование машин химических производств”.

Окончив в 1953 году механический факультет нашего института, Ю. И. Макаров поступил в аспирантуру и, выполнив интересное научное исследование, успешно защитил кандидатскую диссертацию. Затем почти десятилетие педагогической работы сначала ассистентом, а затем доцентом кафедры “Машины и аппараты органических производств”. С 1965 года Ю. И. Макаров - декан машиностроительного факультета. Опытный, высококвалифицированный педагог много сил отдает организаторской и учебной работе, воспитанию будущих специалистов. Продолжается и исследовательская деятельность Ю. И. Макарова, очередной этап научной работы завершается успешной защитой диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.

Сегодня все знают профессорa Ю.И. Макарова как крупного ученого, автора двух монографий и более 100 научных работ. Близких друзей, сотрудников, студентов покоряют такие прекрасные качества Юрия Ивановича, как доброжелательность, доброта и человечность, неиссякаемая энергия и огромная работоспособность.

Желаем дорогому юбиляру прекрасного здоровья, большого счастья и дальнейших творческих успехов.

Коллектив машиностроительного факультета.

 

МИХМ - ОЛИМПИАДЕ-80

СТРОГИЙ ОТБОР И ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Недавно в МГК КПСС под председательством первого секретаря городского комитета КПСС В. В. Гришина состоялось очередное заседание городской комиссии по подготовке к проведению Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Обсуждался ход выполнения планов Цемента и подготовки общежитий для размещения гостей, туристов. К предстоящий Играм намечено сдать, кроме гостиниц, более 250 корпусов общежитий вузов и техникумов, профессионально-технических училищ, школ - интернатов. На заедании отмечалась активная подготовка москвичей к Олимпиаде.

Наш институт также немало делает в этом направлении. Подходит к концу капитальный ремонт общежитий “Измайлово” и “Сокол”, предназначенных для гостей столицы. На базе отдельных факультетов создано четыре студенческих олимпийских отряда - отряд гидов - переводчиков, инспекторов бюро обслуживания, торговый отряд и отряд “Сервис”.

Сегодня мы подробнее расскажем о формировании и задачах отряда “Сервис”, которому предстоит работать в общежитиям. На вопросы нашего корреспондента Т. Будановой отвечает заместитель начальника штаба “Сервис” В. В. Степанюк.

- Каково поле деятельности вашего отряда?

- Бойцы “Сервиса” будут обслуживать общежитие “Измайлово” и “Сокол”, в которых поселятся 1500 советских и иностранных гостей столицы. 300 человек - сотрудники и студенты МИХМа, вошедшие в отряд, будут обеспечивать функционирование всех служб этих гостиниц.

- По какому принципу проходил отбор обслуживающего персонала?

- Из штаба московской Олимпиады поступила рекомендация о наборе в отряд “Сервис” только юношей. В связи с этим кроме факультета криогенной техники (на базе которого сформирован штаб отряда “Сервис”) были подключены и другие факультеты, чтобы не только полностью обеспечить контингент отряда, но и иметь возможность отбора.

Прием проводился на добровольных началах, по личным заявлениям. При обсуждении кандидатур в заседаниях штаба участвовали представители комсомольских и профсоюзных организаций. Очень большую помощь в агитации и формировании отряда оказали деканаты факультетов механического и ХАС.

- И все-таки из 467 поданных заявлений отобрано 224. Что учитывалось при подборе кадров?

- В первую очередь - знание студентами иностранного языка. Большую помощь нам оказала кафедра иностранных языков, которая предложила кандидатуры

26 студентов и 11 преподавателей во главе с заведующим кафедрой, доцентом Р. А. Андреевым. Зачислялись в отряд студенты с хорошей общей физической подготовкой, ведь будущая работа требует немало сил.

- Расскажите, пожалуйста, как проходит подготовка обслуживающего персонала.

Особая ответственность, возложенная на “Сервис” в силу специфики его работы, не допускает ни малейших промахов членов отряда. Поэтому подготовительному периоду уделяется особое внимание. Сейчас проводятся занятия по общеполитической подготовке и по специальностям - швейцаров, лифтеров, подносчиков багажа и т. д. Профессиональная подготовка осуществляется специальным комбинатом, после окончания курса студенты сдадут экзамены и получат дипломы о присвоении им той или иной профессии.

Но, к сожалению, встречаются случаи несерьезного отношения студентов к занятиям. И сейчас комитет ВЛКСМ принимает активные меры в наведении порядка по ликвидации массовых пропусков.

В заключение хочется напомнить студентам, что общежития - это лицо института, и только от них будет зависеть сохранность этих комплексов в надлежащем виде для приема гостей Олимпиады.

 

Поздравляем монгольских студентов с 55-й годовщиной провозглашения Монгольской Народной Республики. Желаем успехов в учебе и общественной работе.

Пусть крепнет дружба между народами СССР и МНР!

Ректорат, партком, комитет ВЛКСМ.

 

Из юношеской секции – в большой спорт

Юношеская спортивная секция борьбы самбо на общественных началах открылась в МИХМе в 1970 году. Сегодня все ведущие спортсмены сборной команды самбистов МИХМа - воспитанники этой школы. Среди них 5 мастеров спорта СССР по борьбе самбо и 2 мастера спорта по борьбе дзю-до; воспитанники секции не раз становились чемпионами и призерами всесоюзных соревнований.

В этом году спортсмены ДЮСШ во всех соревнованиях выступали очень удачно. Е. Рабинович и В. Малашкин, которые занимаются в секции 4 года, стали чемпионами Москвы и добились званий чемпионов страны среди юношей, выступая в первенстве СССР. Воспитанник секции А. Чалых занял второе место в соревнованиях на первенство Москвы.

На первом Всесоюзном молодежном турнире в Павлове, который состоялся в сентябре этого года, Е. Рабинович стал чемпионом, а А. Чалых занял 3-е место. Это, несомненно, успех всей нашей секции и большая заслуга Ю. Соколова, который тренирует ДЮСШ МИХМа уже в течение 5 лет. Приятно также отметить, что воспитанники секции Е. Рабинович и А. Чалых в этом году стали студентами механического факультета нашего института.

В октябре этого года по решению РК КПСС Бауманского района при ДЮСШ МИХМа открылось отделение борьбы дзю-до. Тренерами ее стали воспитанники секции самбо нашего института А. Гончаров и Н. Иванов - мастера спорта СССР по дзю-до и самбо. Выступая на первенстве ЦС ДСО “Буревестник”, они добились высоких результатов, были включены в состав сборной команды общества и получили право на участие в соревнованиях на кубок СССР.

Сейчас самбисты МИХМа занимают одно из ведущих мест в Москве, не отставая от таких коллективов, как сборные команды МЭИ, ГЦОЛИФК, МАИ. В конце сентября команда МИХМа, представляя Бауманский район, стала призером первенства Москвы, которое проводилось между районами столицы.

Хочется надеяться, что воспитанники юношеской секции МИХМа по борьбе самбо и дзю-до будут и в дальнейшем добиваться успехов в соревнованиях самого высокого ранга.

В. ЖАВОРОНКОВ, старший тренер МИХМа до борьбе самбо и ДЗЮ-ДО.

 

И. о. редактора А. В. ЛЕКАЕ.

Тип. изд-ва “Московская правда”, Потаповский пер., 3.

Адрес редакции: ул. К. Маркса, 21/4.

Заказ № 7140.

Хостинг от uCoz